200x200
Яндекс.Метрика

Рис_3_1Авторы: Мишустин Владимир Николаевич, Суслов Николай Дмитриевич

Источник: Журнал Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта

Аннотация

Результативность выполнения тяжелоатлетических упражнений во многом определяется способностью спортсмена эффективно решить главную двигательную задачу. Эта задача может быть представлена как процесс, заключающийся в способности тяжелоатлета сообщить штанге необходимую скорость вылета на высоте, заданной размерами звеньев тела и быстрого ухода в подсед. Эффективность решения двигательной задачи вследствие кратковременности выполнения тяжелоатлетического упражнения, определяется наличием навыка (программы действия двигательного аппарата тяжелоатлета, работающей с упреждением). Поиск педагогических условий, способствующих повышению эффективности решения главной двигательной задачи в рывке, позволит целенаправленно совершенствовать навык выполнения соревновательного упражнения. В статье изучалось раздельное и комплексное влияние повторных подъёмов штанги и корректирующего педагогического инструктажа, включающего термины «медленный подъём» и «быстрый подсед», на процесс формирования новой двигательной задачи, связанной с повышением эффективности техники выполнения рывка.

Результативность выполнения тяжелоатлетических упражнений во многом определяется способностью спортсмена эффективно решить главную двигательную задачу. Эта задача может быть представлена как процесс, заключающийся в способности тяжелоатлета сообщить штанге необходимую скорость вылета на высоте, заданной размерами звеньев тела и быстрого ухода в подсед. Эффективность решения двигательной задачи вследствие кратковременности выполнения тяжелоатлетического упражнения, определяется наличием навыка (программы действия двигательного аппарата тяжелоатлета, работающей с упреждением). Поиск педагогических условий, способствующих повышению эффективности решения главной двигательной задачи в рывке, позволит целенаправленно совершенствовать навык выполнения соревновательного упражнения.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Для оценки эффективности техники рывка, в этом действии были выделены движения:

1-е — тяга, в процессе выполнения которой решалась главная двигательная задача-перевода энергии мышечного сокращения в энергию движения штанги;

2-е — подсед, заключительное действие, обеспечивающее успех движения в целом исходя из эффективности решения главной двигательной задачи.

Количественная оценка эффективности решения главной двигательной задачи определялась прямым измерением скорости вылета штанги. Заключительное действие оценивалось соотношением результата, достигнутым по факту относительно прогностического для эффективной модели (модели квалифицированного тяжелоатлета) в процентах.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для измерения скорости вылета штанги применена лазерная установка, принцип действия которой основан на измерении времени пересечения грифом штанги лазерного луча, направленного параллельно помосту. Скорость вылета штанги (СВШт) определялась как частное от деления диаметра грифа штанги (0,028 — мужской) на время пересечения луча лазера, установленного на высоте, равной 60% относительно длины тела атлета. Оценка эффективности заключительного действия основана на математическом прогнозировании с применением функции «ПРЕДСКАЗ» программы Excel для Windows. В соответствии с линейной зависимостью модели, функция аппроксимирует показатели известных значений скорости вылета (Y) и веса (Х), возвращая прогнозируемый результат (Хп) для полученных значений скорости вылета Y.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось в течение месяца на группе юных тяжелоатлетов 1415-летнего возраста, выполнивших на данный момент 1-й разряд (взрослый). Для создания индивидуального скоростно-силового профиля юного тяжелоатлета измерялась СВШт в диапазоне весов от 60% до 100%. Влияние энергетического фактора на двигательный компонент движения оценивалась по динамике СВШт в рывке, выполняемого на фоне утомления, исходя из веса отягощения 5ПМ.

Способность тяжелоатлета сознательно изменять СВШт при подъёме малого веса (60-70%) в соответствии с корректирующим инструктажем тренера поднимать штангу «медленно» или «быстро», отражала влияние психического фактора.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Данные измерения скорости вылета штанги представлены в таблице в строке «фактические измерения». Сравнительный анализ эффективности техники юных тяжелоатлетов относительно модельных характеристик квалифицированных тяжелоатлетов составил 87%. Это позволило предположить, что у юных тяжелоатлетов, исходя из наличных силовых возможностей, есть существенный резерв для повышения результата в рывке за счет уменьшении скорости вылета штанги.

Скорость вылета уменьшится в том случае, если к грифу штанги будет приложено меньшее усилие. Однако возникает проблема — как это решить на практике, если подъём штанги основан на стабильном двигательном навыке, когда определенной скорости вылета штанги соответствует определённый результат, а, следовательно, и определенная скорость подседа спортсмена.

Чтобы получить ответ на этот вопрос был проведен лабораторный эксперимент, в ходе которого тяжелоатлетам предлагалась поднять штангу среднего веса (вес отягощения 60 и 70% относительно индивидуального максимума) в 4-х подходах по одному подъёму в каждом. В первом подходе предполагалось выполнить рывок классическим способом, во втором — подъём штанги необходимо было выполнить максимально быстро, в третьем — максимально медленно, четвертый — вновь выполнить классически. Во всех случаях, в целях объективного контроля, фиксировалась скорость вылета штанги.

Субъективно, юные тяжелоатлеты скорость перемещения штанги в рывке определяли по высоте фиксации штанги в подседе: классический подъём штанги тяжелоатлеты осуществляли с полуподседом; «быстрый» подъём штанги выполняли без подседа, либо с незначительным сгибанием ног; при «медленном» выполнении упражнения штанга фиксировалась с применением глубокого подседа. Однако, данные измерений показали, что объективно во всех случаях, несмотря на способ подседа, штанга поднималась с одинаковой скоростью вылета (различия во всех случаях несущественны и статистически недостоверны (р>0,05)).

Данные исследования показали, что подъём штанги осуществлялся на уровне стабильного двигательного навыка, который сформирован для каждого веса штанги в диапазоне от 60% до 100% от максимума. Стабильный двигательный навык делает неэффективным педагогический инструктаж в виде «поднимать медленней» даже с малыми весами отягощения. Это позволяет заключить, что тренировки юных тяжелоатлетов, проходящие в основном на малых и средних весах, не могут способствовать формированию навыка подъёма соревновательного веса (подъёмы больших и предельных весов не рекомендуются вследствие высокого риска травматизма и недостаточной функциональной устойчивости организма юных тяжелоатлетов).

Таблица — Скорость подъёма штанги в рывке в зависимости от условия её измерения: переменного веса отягощения (1 и 2); педагогического инструктажа (3 и 4); многократных подъёмов веса 5ПМ (5)

Условия измерения

Вес отягощения (%)

60%

70%

80%

90%

100%

110%

1

Модель (МСМК)

2,42

2,25

2,07

1,89

1,70

 

2

Фактические измерения

2,52

2,31

2,16

1,95

1,86

1,84

Педагогический инструктаж с указаниями поднимать штангу:

3

а) медленно

2,52±0,9

2,30±0,6

 

 

 

 

4

б) быстро

2,53±0,6

2,30±0,6

 

 

 

 

Многократные подъемы 75% веса

5

Подъемы

1

2

3

4

5

 

СВШт

2,21

2,23

2,20

2,10

1,84

 

Однако, эффективность упражнения повысится, «… если в состав нового действия будут входить ранее освоенные навыки как варианты элементов уже нового действия». Предположительно, одним из таких вариантов нового действия для исследуемых тяжелоатлетов, будет подъём штанги с меньшей скоростью (1,83 м/сек). Повысить эффективность техники юных тяжелоатлетов в рывке возможно на 2%, если овладеть способностью фиксировать вес с меньшей (на 0,03 м/сек) скоростью вылета штанги.

Во втором эксперименте юным тяжелоатлетам предлагалось установить тренировочный вес, с которым они смогли выполнить пять подъёмов штанги в подходе (5-ти кратные подъёмы тренировочного веса рекомендованы для развития силы тяжелоатлетам данной возрастной группы). Предполагалось, что предельный (пятый) подъём штанги, вследствие утомления, будет подниматься с меньшей скоростью и для фиксации веса нужна «новая координация». Данные исследования показали, что при повторном максимуме пятикратных повторений (5ПМ) средним отягощением является 75% вес от максимального в рывке.

При выполнении каждого повторного подъема 75% веса штанги в серии фиксировалась скорость вылета, в динамике которой выявлены особенности: первые три подъёма выполнялись с постоянной скоростью вылета (различия несущественны р>0,05); в четвертом обозначалась тенденция уменьшения скорости вылета (изменения статистически недостоверны (р>0,05)); скорость вылета существенно уменьшалась в пятом (предельном) подъёме (t=6,84; р<0,01). В отличие от подъёмов предельного веса, когда уменьшение скорости на 0,01 м/сек. приводила к неудаче, в пятикратном повторном максимуме отмечены случаи фиксации веса (ода фиксация веса из пяти), при уменьшении скорости на 0,03 м/сек.

В соответствии с гипотезой о комплексном влиянии психического фактора на двигательные действия, в экспериментальной группе, в дополнении к пятикратному повторному максимуму, проводился корректирующий педагогический инструктаж. Данные исследования показывают, что количество фиксаций в рывке веса 5ПМ существенно возрастало (три фиксации веса из пяти возможных), выполняемых медленней относительно минимальной скорости фиксации (t=2,89; р<0,05)), когда с юными тяжелоатлетами предварительно проводился общий педагогический двух компонентный инструктаж, содержащий термины «несмотря на медленный подъём» и «выполнять быстрый подсед».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  1. Подъём штанги в рывке тренировочного веса в интервале от 60% до 100% от максимума основан на стабильном двигательном навыке, который не может быть изменён после предварительного корректирующего инструктажа.
  2. Низкая эффективность техники рывка обусловлена неспособностью юных тяжелоатлетов поднимать штангу с низкой скоростью вылета. Снижение скорости на 0,03 м/с повышает эффективность техники на 2%.
  3. Изменить скорость подъёма штанги в рывке 75% веса возможно, ели упражнение выполнять серией из пяти повторений. Штанга в пятом подъёме имеет скорость вылета, соответствующую подъёму веса 102% относительно исходного результата.
  4. Эффективность выполнения предельного подъёма в пятикратной серии подъёмов повышает педагогический двухкомпонентный инструктаж, содержащий термины «медленный подъём» и «быстрый подсед».
  5. Серийное выполнение рывка с весом 75% и педагогический инструктаж формируют новую двигательную координацию подъёма предельного соревновательного веса в представлении юного тяжелоатлета.

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс