200x200
Яндекс.Метрика

Автор научной работы: Морозов, Михаил Евгеньевич

Источник: http://www.dissercat.com/

Заключение диссертации:

1. Занятия мальчиков тяжелоатлетическим спортом в 10-15-летнем возрасте приводят к ускорению процесса совершенствования двигательного аппарата при силовых и скоростно-силовых проявлениях на фоне естественного возрастного развития таких физических качеств как быстрота и выносливость.

2. Для юных спортсменов при занятиях с тяжестями 13-летний возраст является сенситивным в отношении воспитания собственно силовых качеств. В то же время этот возрастной период отличается наиболее благоприятными физическими и функциональными возможностями организма при развитии общей и силовой выносливости, быстроты и ловкости.

3. У тяжелоатлетов в 14- 15-летнем возрасте, независимо от величины тренировочных воздействий, наблюдается снижение темпов прироста силовых и скоростно-силовых возможностей по сравнению с предыдущими возрастными периодами. Эта тенденция, хотя и в меньшей степени, наблюдается и при развитии быстроты, силовой и общей выносливости.

4. Возрастной характер развития основных физических качеств в 1015-летнем возрасте в целом достоверно не отличается от того, ч то наблюдается у тяжелоатлетов-сверстников. Однако с 10-12-летнего возраста отмечаются более выраженные в пользу спортсменов различия в количественных параметрах, особенно силы, скоростно-силовых качеств, и в меньшей степени — быстроты и выносливости.

5.В 10-12-летнем возрасте наибольшая эффективность силовой подготовки достигается при использовании метода круговой тренировки по типу интервального упражнения, который позволяет охватить основные мышечные группы, не вызывая крайнего утомления организма на фоне высокого эмоционального подъема тренировочного занятия.

6.При условии постепенного перехода на силовую подготовку с использованием методов стандартно-повторного интервального и вариативного интервального выполнения упражнений эффективность тренировочного процесса с 13-летнего возраста увеличивается. Это позволяет повысить качественные характеристики каждой из прорабатываемых мышечных групп за счёт использования приспособительных возможностей нервно-мышечного аппарата организма юных тяжелоатлетов на фоне постепенного сокращения интервалов отдыха между подходами.

7. Планирование тех или иных упражнений, методов их выполнения и объема и интенсивности нагрузки в тренировке юных тяжелоатлетов должно осуществляется с учетом возрастных особенностей занимающихся. В 10-12 лет частота упражнений атлетического, бегового, прыжкового и игрового характера (при четырех тренировочных занятиях в неделю) планируется не меньше двух раз. В 13-15 лет при сохранении прежнего объема тренировочных занятий в неделю раздел атлетической подготовки включается уже в каждую тренировку. Объем прыжковых, беговых и игровых упражнений остается тог же, что и в предыдущей возрастной группе.

8.Определенно, что для 80% молодых атлетов из числа опрошенных, желание стать сильным является обусловливающим фактором их выбора тяжелоатлетического вида спорта. При этом только 60% опрошенных родителей юных атлетов одобряют спортивную ориентацию своих детей, 35% — относятся безразлично и до 5% — негативно.

9. В Краснодарском крае тренировочные замятия по тяжелой атлетике ведут специалисты с высшим образованием, имеющие высокие спортивные разряды и звания. По их мнению начальную спортивную подготовку в секции тяжелой атлетики необходимо осуществлять с 10-1 1-летнего возраста на основе широкого применения средств и методовразносторонней физической подготовки.

10. Дальнейшее повышение достижений в современной тяжелой атлетике с одной стороны и, набирающая силу тенденция омоложения, с другой, настоятельно требуют поиска новых путей реализации физического и психического потенциала спортсменов, без ущерба для здоровья.

Одним из перспективных направлений дальнейшего развития тяжелоатлетического вида спорта будет являться ориентация не столько на усредненные величины параметров планируемой нагрузки, сколько на индивидуально обусловленные физические и функциональные возможности юных атлетов. Причем такой методологический подход должен означать не снижение уровня требований к спортивному мастерству и организму занимающихся, а его оптимизацию.

Практические рекомендации

Анализ научно-методической литературы и подведение итогов педагогического эксперимента позволили нам предложить к практическому применению ряд рекомендаций с целью усовершенствования организационных и методических форм тренировочных занятий юных тяжелоатлетов 10-15 лет.

1. Для 10-11-летней возрастной группы тяжелоатлетов целесообразно проведение в первые четыре месяца занятий в секции трехразовых тренировок в неделю по два часа. С пятого месяца регулярных тренировок следует вводить четвертое тренировочное занятие, как и предусмотрено поурочной программой групп НП, но целиком посвящать его ОФП. Мы объясняем это прежде всего повышенной осторожностью при работе с 1011-летними детьми в первые месяцы занятий. И лишь после четырехмесячного адаптационного периода к тренировке с отягощениями допустимо введение четвертого тренировочного занятия в неделю.

2. Начиная с 12-летнего возраста мы предлагаем четвертое тренировочное занятие в неделю вводить в тренировочный процесс с сентября. Но при этом у 12-летних атлетов оно полностью состоит из ОФП, у 13-летних включает 1 тяжелоатлетическое упражнение, у 14-летних — уже 1-2, а у 15-летних — 2-3.

3. Наблюдается более выраженная адаптация юных атлетов 10-11 лет к систематическим занятиям тяжелой атлетикой при выполнении следующих параметров тренировочной нагрузки: годовой объем учебных часов в секции — 288; годовой объем тренировочной нагрузки (КПШ) до 6000 с преобладанием малых и небольших отягощений (51 -70% от максимума) с диапазоном варьирования КПШ в месячных циклах от 550 до 850; 3-4 КПШ за подход; 5-6 подходов в упражнении; 3-4 упражнения за тренировку; соотношение средств СФП и ОФП (%) как 40:60.

4. Для достижения качественной специальной и разносторонней подготовленности тяжелоатлетов-новичков 12-15 лет желательно придерживаться следующих величин параметров тренировочной нагрузки: количество учебных часов в секции — 320; годовой объем тренировочной нагрузки (КПШ) до 7000 в 12 лет с диапазоном варьирования по месяцам от 650 до 850; в 13 лет — до 8000 КПШ с диапазоном варьирования но месяцам oi 720 до 1152 КПШ; в 14 лет — 9000 КПШ с диапазоном варьирования по месяцам также от 720 до 1152 КПШ; в 15 лет — до 10000 КПШ с пределами варьирования по месяцам от 960 до 1440 КПШ; КПШ в подходе — от 3 до 5; количество подходов в упражнениях от 5 до 6; количество >иражнений ь тренировке от 3 до 4; средняя величина относительной интенсивности 6170% от максимума в 12-13 лет, 71-80% от максимума в 14-15 лет; соотношение средств СФП и ОФП (%) в 12 лет 40:60, а в 13-15 лет 50:50.

5. Субмаксимальные и максимальные отягощения (90-100%) целесообразно использовать в тренировочном процессе 10-15-летних атлетов лишь с декабря — после первых контрольных соревнований. За четырехмесячный период тренировок происходит иервичная адаптация новичков к занятиям с тяжестями, и подъемы 90-100%-ных весов становятся более безопасными.

6. Предлагаемая в работе программа по общефизической подготовке 10-15-летних тяжелоатлетов содержит единую структуру для всех возрастных групп и позволяет достоверно развивать основные физические качества. Рекомендуем к использованию следующие её разделы и средства:

• беговую подготовку — 30, 3×10, 60, 100, 1000, 3000 м;

• прыжковую подготовку — серийные и одиночные прыжки в длину и высоту, напрыгивания на гимнастического «козла»;

• атлетическую подготовку — подтягивание на перекладине, отжимания в упоре лёжа, отжимания в упоре на брусьях, работа на тренажерах и со свободными отягощениями;

• игровую подготовку — спортивные (футбол, баскетбол) и подвижные игры, эстафеты.

Нагрузка в ОФП дозировалась в соответствии с возрастными и по возможности с индивидуальными особенностями занимающихся.

7. Основной методикой атлетической (общесиловой) подготовки 10 -12-летних тяжелоатлетов следует считать круговую тренировку по типу интервального упражнения с ординарными интервалами отдыха. Как показало исследование, именно круговая тренировка является наиболее простым и доступным методом развития силы в детском возрасте. Кроме того, одновременно обеспечивается высокая эмоциональность занятия, что скрашивает присущую силовым тренировкам монотонность. Три круга с 56 упражнениями с 6-12 повторениями позволяют проработать основные мышечные группы, не вызывая крайнего утомления.

В 12-летней возрастной группе в связи с возрастанием функциональных возможностей мы предлагаем добавить ещё один — четвертый круг прохождения намеченных упражнений.

И только с 13-летнего возраста — выраженного начала полового созревания у большинства занимающихся, целесообразно вводить метод стандартно-повторного интервального и вариативного упражнения. При помощи этого метода можно увеличить нагрузку на каждую из прорабатываемых мышечных групп за счёт сокращения интервалов отдыха между предыдущим и последующим подходами. В рамках одного занятия следует выполнять не более трёх силовых упражнений с 4 подходами с 6-12 повторениями в подходе.

В 15-летней возрастной группе возможно добавление пятого подхода в каждом силовом упражнении.

8. В процессе планирования разделов ОФП в недельном цикле тренировки необходимо опираться на известные особенности в развитии физических качеств детей и подростков. Так, с точки зрения оптимального решения задач общефизической подготовки в 10-12-летнем возрасте количество использования общесилового, бегового, прыжкового и игрового разделов должно быть равно двум в неделю, тогда как с 13-летнего возраста- периода выраженного развития физиологических механизмов, лежащих в основе силовых качеств необходимо, изменение в планировании разделов ОФП.

Раздел общесиловой подготовки должен присутствовать на каждом занятии, в то время как использование прыжковой, беговой нагрузок возможно по-прежнему дважды в неделю. При этом, бег 1000 м после каждого тренировочного занятия необходимо сохранить.

9. В связи с возросшей психической зрелостью старших подростков и необходимостью выбора адекватных форм ОФП в этом возрасте, начиная с 14 лет время, отведенное для подвижных игр и эстафет, целесообразно посвящать спортивным играм — футболу и баскетболу.

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс